Проблема водительских страхов мне близка не только потому, что я работала с подобными фобиями, но и потому, что недавно сняла значок «70» со своего автомобиля.
Страх я испытала еще на этапе, когда мне нужно было самостоятельно выехать в город. Мысль о том, что полагаться нужно только на себя, приводила меня в ужас. Причина этого страха коренится не столько в нехватке опыта, сколько в отсутствии навыка управлять автомобилем без помощников. К сожалению, езда с инструктором этому не обучает. Таким образом, ученик просто не учится адекватно справляться со своим страхом в сложных ситуациях. ЧТО ДЕЛАТЬ? Если вы испытываете настолько сильный страх, что не в состоянии первый раз сесть за руль и хотя бы отъехать от парковки, попросите кого-то из хорошо знакомых опытных водителей сопроводить вас один или два-три раза. Но не увлекайтесь! Чем дольше рядом с вами будет находиться «страховка», тем меньше шансов избавиться от страха самостоятельного управления автомобилем. Только опыт вождения в одиночку позволит вам почувствовать, что ничего угрожающего не происходит.
Выезд в город - настоящий стресс для молодого водителя. Помню, как, выехав первый раз, я испытала настоящий шок. Боялась всего - встречных авто, машин, двигавшихся по соседней полосе, пешеходов, резво перебегающих по зебре, людей, просто стоящих у обочины… Мне казалось, что я непременно должна задеть соседний автомобиль, врезаться в двигающийся мне навстречу и сбить пешехода, спокойно переходящего дорогу за 50 метров от меня. Муж, водитель с 20-летним стажем, седея на глазах, умолял: «Не прижимайся к "мазде"!», «Не шарахайся на "встречку"! После первой поездки я с трудом оторвала от руля сведенные от напряжения пальцы, еле дошла до дома на подкашивающихся ногах, раза два пила валерьянку. Успокоившись, я стала разбираться, откуда растут ноги у моих страхов.
Во-первых, я не чувствовала ни саму машину, ни ее габаритов, ни скорости и, соответственно, не чувствовала, что я управляю машиной. Мне казалось, что машина - это некое отдельное существо с собственным разумом, повернуть которое в нужном мне направлении по собственному желанию не удастся. Отсюда паника, напряжение, тревога. А когда повышается уровень тревоги, автоматически нарушается продуктивность мышления, мозг как будто отключается, и принимать адекватные решения становится очень сложно. Поэтому я только и делала, что слушала голос мужа, а сама со стрессовой ситуацией справиться не смогла, а значит, так и не научилась самостоятельно водить.
Авторы прочитанных мною публикаций советовали в первую очередь научиться чувствовать автомобиль. Для этого я выезжала рано утром на трассу. Я старалась максимально расслабиться, принять удобное положение. Для этого необходимо опираться спиной о кресло, а рука, лежащая на руле, должна быть лишь слегка согнута в локте. Такая поза не вызывает напряжения, рука не устает. Дорога была практически пустынной, и угрозы в виде пешеходов и встречных машин пока не было. Я трогалась с места и останавливалась, разгонялась и притормаживала, стараясь запомнить ощущение скорости и отслеживая тормозной путь. Разворачивалась, останавливалась, снова трогалась с места. Постепенно трасса становилась все более оживленной, но машины уже так не пугали меня. Я почувствовала, что, следуя по своей полосе, я никому не мешаю, никого не задену, что я успею затормозить. В психологии такой метод терапии называется "флотация", или "наводнение", и используется, как правило, в бихевиоральной терапии, когда пугающие стимулы постепенно увеличиваются в количестве либо приближаются к клиенту, а он при этом находится в расслабленном, ненапряженном состоянии. Со временем большое количество пугающих стимулов или их нахождение в непосредственной близости уже не вызывает страха и напряжения.
С трассы в город каждый раз я въезжала все более уверенно. Количество машин, конечно, все еще вызывало тревогу, но не вгоняло в ступор. Я запомнила главное правило молодого автомобилиста: "Уверен - езжай. Не уверен - притормози". Помните, что, пока вы думаете, ваш автомобиль едет! Поэтому вместо того, чтобы судорожно соображать, как мне перестроиться, и мешать непонятной траекторией другим водителям, я начала притормаживать, пропуская другие машины. Конечно, я позволяла себя обогнать, но у меня оставалось время для того, чтобы спокойно принять решение. Пешеходы, вопреки моим ожиданиям, оказались вполне вменяемыми людьми: не бросались под колеса, а спокойно переходили проезжую часть. А водители соседних машин не сигналили, когда я притормаживала, а просто обгоняли. Знак "70" в большинстве случаев вызывает чувство снисхождения у автолюбителей. ОДИН СРЕДИ СТРАХОВ Но оставалось еще несколько неизжитых страхов. Основные - это страх встречи с инспектором ГИБДД и страх повредить машину - как свою, так и чужую. Я прекрасно отдавала себе отчет в том, что от ДТП не застрахован никто, даже самый опытный водитель. Я понимала, что рано или поздно меня остановит сотрудник ГИБДД хотя бы ради проверки документов. И почему-то страшные картинки с жуткими автокатастрофами мое воображение не рисовало, а вот поцарапанную краску, помятый бампер, и, о ужас, разъяренного водителя другого автомобиля я представляла себе очень отчетливо. Мне казалось, если инспектор вдруг взмахнет у меня перед носом своей волшебной полосатой палочкой, я растеряюсь, не смогу вовремя притормозить, "красиво" остановиться у обочины и, не дай бог, отдавлю ему ногу. Справиться с этими страхами мне помогло простое упражнение, взятое мной из арсенала той же бихевиоральной терапии. Мой муж выполнял роль то разъяренного водителя, то инспектора ГИБДД, а я - виновницы ДТП. Мы проигрывали конфликтную ситуацию, я училась говорить и вести себя так, чтобы не провоцировать агрессию оппонента, при этом чувствовала себя в относительной безопасности (муж все-таки), и к ситуации не подключались ненужные отрицательные эмоции. Фактически мне пришлось доводить свое поведение в подобном конфликте до автоматизма, при этом после каждой его оскорбительной фразы я повторяла для себя: "Это просто слова, они безопасны, я такой же взрослый человек и могу спокойно реагировать". Часто новичок на дороге действительно чувствует себя в подобной ситуации маленьким ребенком перед разъяренным или наказывающим взрослым. Чтобы отвечать адекватно, не чувствуя растерянности и страха, необходимо для начала "вырасти", то есть почувствовать в прямом смысле этого слова размеры своего тела, почувствовать, как твердо стоишь на ногах, осознать, что ты такой же взрослый человек. Тогда и поведение будет спокойным и уверенным.
Я изжила свои водительские страхи и довольно уверенно вожу автомобиль. Однако ко мне с проблемой страха за рулем обращаются клиенты с гораздо более длительным, чем у меня, стажем вождения автомобиля. Основными причинами подобных проблем в моей практике были следующие: автокатастрофа, после которой клиент не мог сесть за руль; беременность, когда будущая мама панически боялась водить машину; панические атаки, возникающие в незнакомом городе. С каждой из этих проблем удавалось вполне успешно работать. КАК ПЕРЕЖИТЬ АВТОКАТАСТРОФУ Итак, произошло серьезное ДТП. Новичок, столкнувшийся с такой ситуацией, может напрочь потерять всю обретенную уверенность в себе. Как правило, его постоянно преследуют мысли: "Я что-то сделал не так" - и "Я никогда не научусь". В такой ситуации стоит разобраться, желательно при помощи опытного водителя, что именно молодой водитель сделал не так. Как правило, оказывается, что он либо просто растерялся, либо не заметил другой автомобиль. В первом случае виноват страх в экстремальной ситуации, который блокировал умственную деятельность и не позволил спокойно принять решение. В большинстве случаев, как я уже писала выше, достаточно было слегка притормозить, для того чтобы решить, как поступать. Во втором случае - утрата бдительности. Помните, что вождение автомобиля - это работа, требующая постоянной концентрации внимания. Удерживать внимание длительное время нелегко, но гораздо легче, когда вы спокойны. Напрасно многие думают, что если они напряжены - то и внимание у них лучше. Ничего подобного. В напряженном состоянии человек быстро истощается, а вместе с ним и мозг, соответственно, и внимание. Разобравшись, что именно водитель сделал не так, нужно работать с "никогда не научусь". Для этого достаточно несколько раз отработать подобную ситуацию. Попали в ДТП на перекрестке? Вместо того чтобы избегать перекрестков, как это начинают делать те, кто пострадал именно на пересечении дорог, старайтесь как можно чаще их пересекать, с учетом той ошибки, которую вы допустили. Пусть пару раз вас сопроводит более опытный товарищ, который подскажет, как лучше управлять машиной в данной ситуации. Только тренировка в данном случае снимет чувство тревоги.
Хуже, когда в автокатастрофу попадает опытный водитель. Очень часто такая ситуация застает его врасплох, еще сложнее, если она усугубляется человеческими жертвами. Собственная боль или вид страданий другого прочно скрепляют в сознании негативные переживания с вождением автомобиля. Проходит месяц, два, год, а водитель так и не решается сесть за руль. В таком случае главное - понять, что человек, попавший в ситуацию автокатастрофы, все еще не пережил ее. Клиенты нередко, рассказывая о катастрофе, каждый раз воспроизводят ее в своем сердце заново, погружаются в негативные переживания, плачут, их бьет дрожь. Это признаки того, что человек все еще находится "внутри" ситуации, а не "вне" ее. Очень важно в таком случае обострить все отрицательные эмоции, завершить ситуацию, довести до сознания тот факт, что все закончилось, а сам человек жив, и помочь ему "выйти" из страшной картинки. Только когда человек начнет вспоминать автокатастрофу как наблюдатель, со стороны, не включаясь в нее эмоционально, можно работать с тем, чтобы он сел за руль. Делать это в большинстве случае может и должен психотерапевт, но зачастую сами водители интуитивно стараются правильно "пережить" случившееся. Лучше, когда они часто говорят об автокатастрофе со своими близкими, подробно описывают ситуацию, свои чувства, а не замыкаются в себе и не "стараются забыть". Проговаривание снимает чувство тревоги и страха, освобождая человека. ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ Неизвестность пугает сама по себе. Поэтому зачастую даже опытные водители чувствуют в незнакомом городе дискомфорт. У некоторых он может доходить до уровня панических атак. Одна из моих пациенток довольно долго водила машину и чувствовала себя за рулем вполне уверенно. Однажды ей пришлось ехать в гости к подруге в другой город, кроме того, нужно было самой найти адрес знакомой. Сначала она медленно каталась по городу, поскольку приходилось внимательно изучать дорожные знаки на незнакомых улицах. Но вскоре стемнело, улицы опустели, а женщина оказалась в тупике. Тут ее охватила настоящая паника. Рыдая, она пыталась объяснить подруге по телефону, где находится. В итоге все закончилось вроде бы благополучно, подруга смогла найти ее. Тем не менее панический страх прочно закрепился. Женщина не могла заставить себя покинуть пределы не только родного города, но и просто знакомого района. Справиться с ее состоянием удалось путем проигрывания случившейся ситуации и постепенного "удаления" от знакомого района. Сначала она отъезжала от известной местности на 25 метров, потом на 50, потом на квартал - и при этом каждый раз мы констатировали, что ничего страшного не произошло и она хорошо справляется. В данном случае роль психотерапевта вполне может выполнять кто-то из близких либо инструктор по вождению.
Гораздо сложнее справиться со страхом будущей мамы. У беременных женщин крайне легко возникают тревожные состояния, быстро доходящие практически до панических атак. Но с другой стороны, будущие мамы довольно внушаемы, что облегчает работу с ними. Очень хорошо работать методом визуализации. Женщина садится за руль, расслабляется, и до того, как тронется с места, ей дается следующая установка (или же беременная женщина может самостоятельно визуализировать данный образ): "В расслабленном состоянии нужно представить, что мать силой своей любви "строит" вокруг живота прочный твердый каркас, броню, что-то вроде огромной скорлупы грецкого ореха. Живот защищен со всех сторон этим крепким каркасом. Этот каркас настолько прочный, что малыш надежно защищен от внешнего мира, от любого его воздействия. Малышу спокойно и хорошо. Все, что делает его любящая мама, она делает только для того, чтобы принести малышу пользу. Она садится за руль, чтобы малышу было мягче и спокойнее перемещаться вместе с мамой. Она спокойна, уверенна и внимательна". Как правило, такие аутогенные тренировки успокаивают женщину, позволяют чувствовать себя за рулем более уверенно.
Как мы видим, при желании можно эффективно работать практически с любым водительским страхом. Главное - большое желание водить, и все у вас обязательно получится.
|